Все профессии важны, все профессии нужны.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.
Цель:
Знакомство и расширение представлений детей о профессиях, определение значимости труда, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей.
Задачи:
формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности;
развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей;
расширять кругозор и познавательный интерес детей;
способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
Условия реализации проекта:
организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям;
осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
Участники проекта:
Воспитатели, учитель-логопед, дети старшей группы, родители.
Тип проекта:
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, игровой¸ творческий.
По продолжительности: долгосрочный 3 мес (январь-март)
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Предполагаемые результаты проекта:
знание детьми информации о таких профессиях, как воспитатель, младший воспитатель, повар, врач, шофер, парикмахер, прачка, дворник, продавец, швея, спортсмен, и др. профессии нашего города.
понимание детьми значимости этих профессий;
умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
проявление признательности и уважения к труду взрослых.
Этапы реализации проекта:
I этап «Подготовительный»
В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями.
- Кем и где работают мои родители?
- Какие профессии популярны в нашем городе?
- Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?
- Что я знаю - О профессиях работников детского сада
- Что я хочу узнать - Я хочу больше узнать о профессии моих родителей
II этап - «Организационный» (совместная работа с детьми, родителями).
1. Оформление информационного стенда для родителей
2. Организация развивающей предметной среды:
- Подбор художественной литературы
- Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок
- Пополнение и изготовление атрибутов для различных сюжетно-ролевых игр
- Подбор дидактических, словесных, настольных игр, игр - этюдов по ознакомлению с профессиями.
III этап - «Познавательно-творческий»
- Проведение целевых экскурсий
- Просмотр презентаций о профессиях, беседы о новых современных профессиях
- Беседы о профессиях родителей
- Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки)
- Организация дидактических, словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр, игр-этюдов
- Продуктивная деятельность: творческие коллективные работы, творческие семейные работы, рисование, аппликация, лепка.
- Литературная гостиная «Все профессии нужны, все профессии важны»
- Конкурс рисунков «Интересный мир профессий»
IV этап «Заключительный»
Игра «Город мастеров»
Содержание работы
январь
Подготовительный этап
Профессии нашего города:
Воспитатель, младший воспитатель, врач, медсестра, повар, плотник, дворник.
Экскурсии по саду.
Работа с родителями:
Беседы с детьми. Где работают родители, кем работали бабушки и дедушки.
Какие профессии в городе встречаются.
Оформление наглядной информации.
февраль
Военный
плотник,
столяр
Металлург
Беседы:
«Что надо уметь солдату»
«Армия-защитница»
«Наша служба и опасна, и трудна»
«Солдаты во все времена».
Пальчиковые игры:
«Конница»
«Вертолеты»
«Солдаты»
«Летчик»
Дидактические игры
«Почини военную технику»
«Кто больше знает»
«От рядового до генерала»
«Кто за кем в строю»
«Что делают солдаты»;
Сюжетно-ролевые игры:
«Генералы»
«Моряки»
«Командир и подчиненный»
Отгадывание загадок. на военную тематику
Чтение: см приложение
Этюды:
«Замри, часовой»
«Слушай и исполняй»
Музыкальные игры:
«Ловкие наездники»
«Наши кони быстры»
Слушание песен о военных
«Солдаты своей страны» (Арина Крамер)
«Я так это небо безумно люблю...»
«Про моряков» (Г. Трофимов и детский хор)
«Песня десантников» (хор Российской Армии)
Подвижные игры
«Стройся. Разойдись»
«Дорога к штабу»
Физкультминутка
«На параде»см приложение
Рисование
«Военная техника»
«Солдат на посту»
Лепка
«На аэродроме»
Коллаж коллективный
«Эта мужественная профессия»
Конструирование
«Пожарная часть»
«Пожарная техника»
март
учитель
швея
врач
Беседы
«Профессия - учитель»
«История профессии»
«Чему учит учитель?»
Обсуждение пословиц:
«Учитель лишь открывает дверь, вы входите самостоятельно»
«Каждый учитель учит по-своему»
Загадки:
Об учителе, школе, школьных предметах
Чтение:см. приложение
Пальчиковые игры см приложение
Дидактические игры см приложение
Подвижные игры:
«Классы»
«Десять передач»
Физкультминутка «Ученик»
Конструирование «Школа» Рисование «Цветы», Лепка « школьная мебель»
Беседы:
«О разных тканях»
«Какие бывают швы»
«Как шьют одежду»
«О рабочих инструментах швеи»
«О чем рассказала швейная машинка»
«Из чего шьют одежду».
Пальчиковые игры:
«Наперсток»
«Платье»
Речевые игры
«Смысловые парочки»
«Четвертый лишний»
Сюжетно-ролевая игра
«Ателье»
Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы»
«Найди два одинаковых инструмента»
«Откуда пришло платье»
«Кем быть»
«Подбери платье».
Чтение:см. приложение
Загадки про швею, портного и швейные принадлежности
март
игра
Город мастеров
Приложение 1
Физкультминутка «Ученик»
Стоял ученик на развилке дорог (Стоят, руки на поясе, ноги вместе) Где право, где лево? (Повороты туловища вправо- влево) Понять он не мог. (Пожать плечами, руки вдоль тела) . Вдруг, ученик в голове почесал, (Почесать правой рукой в голове) Той самой рукою, (Показывают правую руку. Имитация письма в воздухе.
Имитация бросания мяча перед собой, то правой, то левой рукой. Которой писал, (Имитация перелистывания страниц указательным
пальцем правой руки) И мячик кидал, И страницу листал, И ложку держал, (Имитация удерживания ложки в правой руке) И полы подметал. (Имитация подметания полов веником) Победа! Раздался ликующий крик. (Поднимают правую руку вверх) Где право, где лево узнал ученик. (Указывают правой рукой направо, левой - налево. Показывают обеими руками на себя)
Физкультминутка
«На параде»
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки -
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)
Литература
Бегунова «От кольчуги до мундира»
Карнаухова«Русские богатыри»
Барто «На заставе»
Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
«Шел солдат по городу»
Маршак «Февраль»
Т. Шорыгина «Военнослужащий», «Мой папа - капитан»
М.Пляцковский «Чему учат в школе»
В.Тушнова «Учителям»
К.Ибряев «Ты помнишь, было вокруг...»
К. Мелихан. Беседа
В.Драгунский. Смешные рассказы о школе.
В.Галявкин. Рассказы о школе.
В.Вежливцева «Сказ про швею и влюбленного царя.
Т. Шорыгина «Швея»
Т. Шорыгина «Новое платье»
Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»
С. Васильева. «Портной»
Л.Поясникин «Профессия швея»
Пальчиковые игры
«Скоро в школу»
Скоро в школу мы пойдем («шагают» пальцами по столу)
И портфель с собой возьмем. (загибают пальцы по одному)
Книжки, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш. (соединяют и разъединяют пальцы)
Будем мы читать, писать, (хлопают в ладоши)
И учиться все на «пять»! (показывают пять пальцев)
«В школу»
В школу осенью пойду. («шагают» пальцами по столу)
Там друзей себе найду, (загибают пальцы по одному)
Научусь писать, читать,