«Учим ребенка общаться»

23.09.2017

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности.


Важно прививать ребёнку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками; умение без крика и ссоры договариваться; вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками; спокойно разговаривать.

Одно из качеств культурного человека - это вежливость.

Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.

Поэтому надо прививать вежливость ребёнку с ранних лет, с детского сада.

Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это даётся с трудом.

Я вам предлагаю ряд игр и упражнений для развития культурного общения детей, для обогащения речи детей вежливыми словами.

Игра «Передай клубочек». Дети стоят по кругу и передают друг другу клубочек. Конец клубка педагог держит сам. Тот, кому передают клубок, должен назвать волшебное слово.

Игра «Волшебные слова». Эта игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч детям. Тот, у кого мяч должен назвать вежливое (волшебное) слово и вернуть мяч обратно воспитателю. (В этой игре можно использовать фанты, например лепестки. У кого больше лепестков в цветке, тот выигрывает)

Игра «Хлопаем - топаем». Воспитатель произносит различные слова. Если ребёнок слышит волшебное слово, то он хлопает. Если слово не волшебное - топает.

Игра «Сложи картинку». На разрезанных картинках написаны вежливые слова (спасибо, извини, до свидания, пожалуйста). Ребёнок составляет картинку и получает слово. Если ребёнок затрудняется, то можно дать образец. Игра «Составь слово» Дети из букв составляют вежливые (волшебные) слова. (сначала выполняют по образцу, потом по памяти)

Игра «Закончи предложение»

• Когда я утором просыпаюсь, то говорю.... (С добрым утром)

• Я прихожу в детский сад и говорю.... (Здравствуйте)

• Если я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу (Приятного аппетита)

• Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то говорю (Извините)

• На прощание я всегда говорю (До свидания)

• Когда встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю (Здравствуйте)

• Когда взрослые разговаривают, а мне надо сказать что-то важное, то я говорю (Извините пожалуйста)

• Перед сном я всегда говорю (Спокойной ночи)

Игровое упражнение «Выкладывает вежливые (волшебные) слова» (из ниток, фасоли, на манке, из гороха, из проволоки). Если детям сложно, то можно выкладывать первую букву.

Способность к общению включает в себя

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Как учить ребенка общаться?

Общению надо учить, показывая ребенку приемы установления контакта. Например, научить знакомиться: называть свое имя и спрашивать имя других детей. Сообщите ребенку, как можно начинать разговор: фразы «давай играть вместе», «покажи мне свои игрушки», «давай меняться». Потренируйтесь с ребенком рассказывать о себе: «Меня зовут Петя, я живу в этом доме, у меня есть машинки, я люблю играть в мяч».

Литература (которую можно использовать для обучения детей вежливости):

Овсей Овсеевич Дриз «Добрые слова»

Агния Барто «Шла вчера я по Садовой»

Самуил Яковлевич Маршак «Урок вежливости»

Мексиканская сказка «Вежливый Кролик»

Григорий Остер «Будем знакомы»

Игра «Лица» - Цель упражнения: развитие понимания мимических выражений, адекватного реагирования на определенные жизненные ситуации. Дети угадывают по выражению лица, что испытывают дети и придумывают в какой ситуации это происходит.

Помогите ребенку "проиграть" все возможные варианты знакомства, с использованием его любимых игрушек.

Такая "игра" научит ребенка завязывать отношения с незнакомыми детьми, научит правильному поведению в определенных ситуациях, исправлять сложности в своем поведении.

Нужно показать различные варианты знакомства: как подходить к другому ребенку, что говорить. А теперь пусть первый «знакомится» кроха.

Также, нужно "проигрывать" с ребенком спорные ситуации, к примеру: что сделать, если зайчик и куколка хотят поиграть одной игрушкой? А зайчик хочет покачаться на качелях и мишка тоже хочет? Что нужно сделать? Прогнать, подождать пока другой покачается, качаться вместе?

Такие ролевые игры объясняют ребенку ситуации более доступным языком, чем ваши нравоучения и проводимые с ним беседы.

Если вы заставите его общаться со сверстниками, это не приведёт к хорошим результатам, т. к. малыш захочет сделать всё наоборот, и станет недружелюбным.

Нужно поощрять игры, в которых есть сообщенные действия - ролевые игры "Пожарная команда", "Спасатели", "Больница".

Помните:

1. ребенок не может родиться дипломатом, силовые приемы в коллективе дошкольников являются нормальным способом выяснения отношений.

2. Если ваш ребенок ударил, толкнул кого-то не нужно на него кричать, шлёпать его за это. Он только утвердится во мнении, что сила является хорошим оружием при решении проблем.

родители, у которых единственный ребенок в семье привык ко всеобщему вниманию в домашних условиях, то он и в коллективе хочет занимать центральное место. Что делать, если ваш ребенок такой?

Приучить его к заботе о других, переориентировать лидерские качества ребенка на соревнование командой, чтобы в игре он стремился к успеху с другими детьми и ради них.

Формируйте у него чувство группы. Ребенок не должен видеть в других детях только соперников, он должен видеть в них свою команду, которой он поможет.

Но, нужно помнить - все дети разные, все они личности: кто-то заводит друзей быстро, кто-то медленно.

Если ребенок не страдает без друзей, не нужно их ему навязывать. Ведь лучших друзей мы выбираем сами.

Детей учит то, что их окружает:

Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать

Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться

Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким

Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым

Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпимым

Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе

Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать

Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь

Если вы заметили хоть одну трудность в общении у вашего ребенка то постарайтесь:

Изменить ваше поведение и отношение к ребенку

Изменить психологический микроклимат в семье

Организуйте режим дня и места для занятий

© г. Ярославль, 2017 
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать