Сад - огород.

09.09.2021

В нашем детском саду ежегодно проводится конкурс «Сад, огород». Конкурс направлен на создание условий получения новых знаний и умений для детей по выращиванию, уходу цветов и овощных культур.. При создании клумб и грядки в огороде, малыши набираются опыта по уходу за растениями. Дети имеют возможность наблюдать, как любой цветок или овощная культура растет и развивается от семечка до полноценного цветка и овоща, который можно употребить в пищу.

В результате возникает необходимость в проектной деятельности по выращиванию рассады цветов, овощных культур, высадки их в грунт, создание и поддержание существующих клумб. В проектную деятельность вовлекаются дети, родители.

Цель проекта: вырастить овощи, знакомые детям (картошка, морковь, лук, капуста, свекла, чеснок), и создать цветущую клумбу на участке.

Проектную деятельность мы разделили на два мини - проекта «Наши клумбы» и «Наша грядка», которые были объединены в один проект «Сад, огород»

Тип проекта: долгосрочный (март - август 2021г.)

Вид проекта: творческо-исследовательский

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники, родители.

Проблема: недостаточные знания детей о садовых цветах, овощах, ягодах.

Цель проекта: Расширение кругозора детей (расширение знаний о садовых цветах, растущих на наших клумбах, об овощах и ягодах, растущих на нашей грядке).

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Задачи проекта:

  • Выяснить, какими знаниями о садовых цветах обладают дошкольники;
  • Расширить знания детей о том, какие цветы растут на клумбах детского сада, на дачных участках, на клумбах нашего города;
  • Дать понятие, что цветы бывают однолетние и многолетние, как они размножаются (семенами, луковицами, корнями), как и почему выращивают цветочную рассаду;
  • Научить детей правильно ухаживать за цветами;
  • Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к цветам.

Продукты проекта:

  • Подбор стихотворений о цветах; (приложение 1)
  • Сценарий интегрированного развлечения; (приложение 2)
  • Обеспечение детей садовым инвентарём;
  • Фотографирование этапов реализации проекта и совместной деятельности детей и воспитателей;
  • Совместное художественное творчество;
  • Презентация проекта.

Этапы проекта:

  • Подготовительный.
  • Информирование родителей о проекте.
  • Сбор информации и материалов по теме проекта.
  • Разработка проектной цели.
  • Написание текста проекта.
  • Подготовка клумб: рыхление почвы, облагораживание клумб.
  • Реализация.
  • Работа по плану мероприятий.
  • Выполнение творческих заданий вместе с родителями и воспитателями.
  • Посадка цветочной рассады в клумбы.
  • Итоговый.
  • Оформление материалов.
  • Представление продуктов проекта.
  • Выставка продуктов детского художественного творчества.
  • Коллаж из фотографий.

Ожидаемые результаты:

Дети знают:

  • о том, что цветы - это растения;
  • характерные особенности внешнего вида и строения цветов, периодичности цветения (первоцветы, летние, осенние цветы);
  • зависимость роста и развития от внешних условий (влага, питательная почва, свет, тепло);
  • способы выращивания цветов (в общих чертах);
  • способы размножения некоторых цветов;
  • устройство и назначение цветника (в общих чертах);
  • значение цветов в жизни человека.

Дети умеют:

  • узнавать цветы в природе и на картинках, называют их;

План мероприятий

Апрель

  • Беседа с детьми о назначении цветов, знакомство с некоторыми садовыми цветами.
  • Подготовка земли: насыпать землю совками в ящики.
  • Рассматривание семян: бархатцы, циннии, петунии, «веселые ребята».
  • Сравнить их по внешнему виду.
  • Замачивание семян. Объяснить необходимость этого действия.
  • Опыт: «Прорасти семечко».
  • Рассматривание семян после замачивания.
  • Отметить появление ростков.
  • Посев семян на рассаду.
  • Наблюдение за всходами. Подкормка, рыхление, полив.

Май

  • Подготовка клумбы: подготовка почвы для высадки рассады (вскопать землю, внести подкормку).
  • Рассматривание многолетних садовых цветов, отметить их состояние (запомнить их названия нарцисс, тюльпан).
  • Высадка рассады в грядки (клумбу).
  • Полив, подкормка растений, наблюдение за их ростом и адаптацией.
  • Беседа «Как растут растения»
  • Прополка, рыхление, полив клумбы ежедневно.

Июнь

  • Разучивание стихов о садовых цветах. «Ромашка», «Ноготки».
  • Рассказы детей о том, как вырастили рассаду садовых цветов.
  • Профессия садовник - рассказ воспитателя.
  • Чтение стихов о цветах.
  • Наблюдение за началом цветения цветов, отметить их окраску, названия. Фотографирование детей возле клумбы во время трудовой деятельности (полив, рыхление).
  • Экскурсия к клумбам соседних участков: знакомство с бархатцами, сальвией, настурцией, календулой.
  • Полив, прополка, рыхление. Следить за развитием растений.
  • Д/и «Назови цветок» (описание с показом его на клумбе).

Июль

  • Используя книгу «Цветы», закрепить знания о строении цветка (корень, стебель, листья, бутон).
  • Чтение «Чьи цветы лучше» (книга «Цветы» Б. Вовк).
  • Вечер загадок.
  • Рисование мелом на асфальте своего любимого цветка.

Август

  • Отметить в наблюдениях, что происходит с цветком после цветения - образуются плоды-семена (бархатцы, календула).
  • Рассматривание семян растений в сравнение.
  • Игровое интегрированное развлечение «День цветов».

Приложение 1

Стихи о цветах

Одуванчик золотой,
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой,
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

О чём колокольчик,
Звенит на лугу?
Ответить на это
Я вам не могу.
Но думаю так:
Зазвенит он с утра,
И слышат цветы -
Просыпаться пора.

- Эй, ромашки,
Дайте мне ответ:
Вы откуда,
Если не секрет?
- Не секрет, - ответили ромашки, -
Нас носило солнышко
В кармашке!

Солнце заснуло,
Заснули кувшинки.
Тихо баюкают их
Камышинки.
Утром,
Лишь солнечный лучик
Прольется,
Тотчас кувшинка
Послушно проснется.

Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок,
"До утра! До новой встречи!" -
И погаснет огонек.

Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы

У собачьей старой будки
Распустились незабудки.
Наш пушистый рыжий пес,
В незабудки тычет нос:
"Сколько жить на свете буду - Незабудки не забуду!

Ирисы есть садовые,
Ирисы есть лиловые -
Эти растут в почёте.
А жёлтые ирисы выросли
В диком местечке, в сырости,
Только что не в болоте!

Встретишь нежданно-негаданно
Прелесть такую в глуши,
И ничего-то не надо нам:
Стой.
Гляди.
Не дыши.

Зимние морозы
Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
К солнцу синий венчик
Тянется упрямо.
Первую фиалку
Я сорву для мамы.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
его задень -
Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,
И птицы,
и цветы...

Давай послушаем,
А вдруг
Услышим - я и ты?

Звать его нам нечего
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот -
Солнцем налитой
Лютик золотой.

Маргаритки в саду расцвели.
Очень низко - у самой земли.
Будто бросили коврик у ног.
Но ступить на него я не смог.

Днём подсолнух в огороде
Улыбается погоде.
По орбите круговой
Вертит рыжей головой.
-Я, - хвалился он пырею,-
Вместе с Солнцем землю грею!

Пион расцвел на грядке
И удивил красою,
Он весь покрыт росою -
На нас глядит украдкой.

В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.

И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!

Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан -
Раскрывается тюльпан.

Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках -
Круглые комочки.

На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши -
Так решили малыши.

Только солнышко взойдет -
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь - а у цветка
Больше на два лепестка.

На самом красивом участке в саду
Я розу прекрасного цвета найду,
Я буду ее поливать и беречь
От лишних с жуками и бурями встреч...
Так в доме у нас год за годом идет,
И в доме прекрасная Роза растет.
Она не цветок, а чудесный ребенок,
Она улыбается даже спросонок,
Она хороша как все розы в саду,
Вот только цветет каждый месяц в году!


Приложение 2

Сценарий развлечения «День цветов»

Программное содержание: Продолжать расширять знание о природном окружении, растительном мире, цветах; закрепить знание о том, какие условия жизни необходимы растениям.

Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Предварительная работа:

  • рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов;
  • работа с разрезными картинками,
  • дидактическая игра на знание строения растений «Составь цветок».
  • беседы о цветниках, клумбах, о правилах необходимого ухода за садовыми и комнатными растениями;
  • подготовка материала для игр, подбор музыки.

Оборудование: магнитофон, диск с записью музыкального сопровождения, 2 мольберта.

Материал:

шапочки цветов, атласная лента (5 м), готовые бумажные формы - корень, стебель, лист, цветок (по 2шт. каждого); тонированный картон с участками двустороннего скотча; открытки с изображением цветов, разрезанные на 3-4 части, леечки с водой.

Ход развлечения:

Звучит музыка «Вальс цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»

К детям приходит Цветочница в русском сарафане и венке с корзиной цветов.

Цветочница: Здравствуйте, девочки и мальчики! Зовут Цветочницей меня. Проходя мимо вашего детского сада, я увидела много красивых цветов и мне захотелось познакомиться с ребятами, которые их вырастили, и устроить для них праздник.

Есть много праздников веселых

На свете и у нас в стране:

Есть День учителя, шахтера,

Есть даже праздник - День Земли!

А почему бы не устроить

Нам новый праздник - День цветов!

Цветам и взрослый, и ребенок

Любовь свою отдать готов!

Ведущий 1:

С удовольствие хотим мы все цветы сюда позвать

Пусть они прекрасным видом землю будут украшать!

Цветочница. Давайте, ребята, все в круг мы пойдем и славный цветной хоровод заведем.

Хоровод «Мы плетём, плетём венок» (музыка «Русский народный хоровод»)

1. Мы плетём, плетём венок, заплетаем полевой.

Ай, лю-ли, ай, лю-ли заплетаем полевой.

Цветочница. Белая рубашка, желтенький платок. Как зовут?

Дети. Ромашка, полевой цветок.

Цветочница. Вам нужна ромашка?

Дети. Да. Пусть идет скорей сюда.

Ребенок в шапочке Ромашка выходит в круг и показывает движения, все дети повторяют. Остается в кругу.

2. Мы плетём, плетём венок, заплетаем полевой.

Ай, лю-ли, ай, лю-ли заплетаем полевой.

Цветочница. Цветик невеличка, алый, огневой. Как зовут?

Дети. Гвоздичка, цветик полевой.

Цветочница. Вам нужна гвоздичка?

Дети. Да. Пусть идет скорей сюда.

Ребенок в шапочке Гвоздичка выходит в круг и показывает движения, все дети повторяют.

(Далее Ромашка и Гвоздичка берутся за руки и ведут свой хоровод внутри основного.)

3. Мы плетём, плетём венок, заплетаем полевой.

Ай, лю-ли, ай, лю-ли заплетаем полевой.

Цветочница. Желтый сарафанчик, прямо как желток. Кто ты?

Дети. Одуванчик, полевой цветок.

Цветочница. Вам нужен одуванчик?

Дети. Да. Пусть идет скорей сюда.

Ребенок в шапочке Одуванчик выходит в круг и показывает движения, все повторяют. Затем Одуванчик присоединяется к Ромашке и Гвоздичке.

4. Мы плетём, плетём венок, заплетаем полевой.

Ай, лю-ли, ай, лю-ли заплетаем полевой.

Цветочница. Не в глуши еловой видела тебя. На лугу растешь ты, звонкий, как всегда. Кто же ты?

Дети. Колокольчик.

Цветочница. Вам нужен колоколчик?

Дети. Да. Пусть идет скорей сюда.

Ребенок в шапочке Колокольчик выходит в круг и показывает свои движения, все повторяют. Затем Колокольчик присоединяется к Ромашке, Гвоздичке и Одуванчику.

5. Мы плетём, плетём венок, заплетаем полевой.

Ай, лю-ли, ай, лю-ли заплетаем полевой.

Цветочница. Все цветочки, возьмитесь, пожалуйста, правой рукой за эту красивую ленточку. У нас получится большой красивый венок. А теперь предлагаю вам поиграть.

Игра «Венок - букет» (фонограмма «Детский хоровод»)

Под медленную музыку дети идут хороводом - это венок, под быструю музыку дети встают так, чтобы лента оказалась снаружи - это букет. (2-3 раза)

Цветочница. Как прекрасны все цветы!

А со мной согласен ты?

Вся природа дивным цветом

Расцвела. Спасибо, лето!

В гости к детям приходит Садовник.

Садовник. Здравствуйте дети. Давайте знакомиться. Я садовник. Что вы обо мне знаете?

Дети: (Ухаживаете за растениями).

Садовник: Где растут цветы?

Дети: (На грядке, на клумбе, в горшках).

Ребенок: - Почему на голове,

Не растут цветочки?

- Ведь растут они в траве,

-И на каждой кочке!

Садовник: Кто мне подскажет, как я ухаживаю за растениями?

Дети: (Поливаете, рыхлите землю).

Ребенок: Льется дождь из лейки на цветы.

Каждый просит: «Дай и мне воды!»

Напились, умылись, стали краше.

Хорошо им в садике нашем!

Садовник: Кто знает строение растений?

Дети: (Корень, стебель, листочки, сам цветок).

Садовник: Сейчас проверим, хорошо ли вы это знаете.

Игра - эстафета «Составь цветок» (музыка «Маков цвет», русская народная песня)

Садовник. Молодцы, справились с заданием! А что нужно растению, чтобы оно хорошо росло?

Дети: (Вода, солнце, земля, воздух, доброта.)

Цветочница. Все живое любит доброе слово. Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково».

Игра «Назови ласково»

Стебель - стебелек, стебелёчек

(Корень, лист, цветок, луг, цветы, букет, венок)

Садовник: - Летом наши цветы распускаются и мы радуемся им.

Цветочница. Ребята, покажите, пожалуйста, как вы растили свои цветы.

Пальчиковая гимнастика

"Посадим цветы" (тихим фоном звучит «Вальс цветов» из спектакля «Ромашка и Василек», музыка и слова Е. Арютьевской)

Имитируем все проговариваемые движения.

Мы ямку раскопаем,

Семечко посадим

Дождичек польет,

Оно подрастет.

Сначала стебелек,

А затем цветок.

Наши красные цветки

Расправляют лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

Наши красные цветки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Цветочница: Смотрю, заскучали мои цветочки, предлагаю вам поиграть.

Игра «Найди свою клумбу» с обручами. (Звучит фонограмма А. Рыбникова к кинофильму «Усатый нянь»)

(Обручи меняем местами 2-3 раза)

Садовник:

Ваша клумба - загляденье!

Полюбуйтесь на нее!

Поднимает настроение,

Всем кто к ней не подойдет!

Сколько здесь цветов душистых,

Сколько нежных лепестков.

Шелковистых и пушистых,

Тонких, гибких стебельков.

Цветочница. Наши дети-цветочки тоже могут рассказать о себе интересные стихотворения.

1. Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы очень вежливы. А ты?

2. Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

3. Маленькое солнце на моей ладошке,

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки...

Сколько на лугу их! Сколько их у речки!

4. Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонек?

-Это дикая гвоздика,

Жаркий празднует денек.

Цветочница:

Праздник продолжается

И все мы улыбаемся,

Потому что в этот час

Веселые задания для вас!

Игра «Сложи цветок» (звучит песня «Мир волшебных цветов», слова и музыка Е. Зарицкой)

Садовник. Я принес с собой леечку, чтобы полить цветочки; может дети мне помогут полить цветы.

Дети берут заранее подготовленные леечки с водой и помогают Садовнику полить клумбы на участке.

Садовник. Спасибо Вам, ребята! Вы хорошо ухаживаете за своими цветами. У вас на участке очень красиво. Я хочу предложить вам волшебные мелки, чтобы вы смогли украсить цветами даже асфальт перед детским садом.

Конкурс - рисование мелками на асфальте, «Мой любимый цветок»

(Под музыкальное сопровождение «Не рвите цветы» Ю. Антонова)

Цветочница.

Цветы, цветы, как много их-

И розовых, и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях.

Цветы, цветы...

Везде, везде

Мне улыбаются весь день

Живую радугу колебля

Цветы, цветы,

И там и тут

Они смеются и цветут.

Мне очень понравились все цветы, которые вы нарисовали, и за это я хочу вас угостить.

Раздача угощения. (Звучит детская песня «Какого цвета лето»)

Цветочница. Я была очень рада встрече с вами. Вы добрые и веселые ребятки, любите цветы и много о них знаете. А теперь мне пора уходить, меня ждут мои цветочки. До свидания!


Приложение 3

Загадки о цветах

Желтым был, был так хорош, и на солнышко похож.

Побелел и стал, как мел. Дунул ветер - полетел.

Ответ. Одуванчик.

Желтые головки, белые реснички.

Меж собой похожи, будто бы сестрички.

И, конечно, эти ты цветочки знаешь,

Любит иль не любит, ты на них гадаешь.

Ответ. Ромашки.

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

Этот хитренький цветок

Не вплетешь никак в венок.

Ветерок подул слегка -

Был цветок - и нет цветка.

Ответ. Одуванчик.

Колется красавица, когда к ней прикасаешься.

Ответ. Роза.

Из-под снега вырастает,

Раньше всех он расцветает.

Ответ. Подснежник

Задачи работы:

  • Собрать информацию об овощных культурах.
  • Посадить и вырастить овощи.

Методы:

  • Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций, альбомов, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
  • Подготовка почвы, грядок, посев семян, уход за растениями, сбор урожая, подготовка к празднику.

Ожидаемые результаты:

  • Дети получать знания об овощных культурах и о способах их выращивания.
  • Выращивание урожая.

Основная часть.

I Этап - Подготовительный

  • Чтение художественной литературы об овощных культурах и культурных растениях.
  • Заучивание стихотворений об овощах и культурных растениях;
  • Подбор репродукций, картин, открыток, фотографий, посвященный огороднической деятельности.
  • Опытно - экспериментальная деятельность:

«Растения живые организмы».

Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения. Развивать такие качества, как сопереживание и сочувствие живому организму при нарушении целостности.

Гипотеза 1: Нужно ли растениям солнце?

Провести опыт с детьми: одно растение растет на солнышке, другое накрыто колпачком. Что случиться с накрытым растением?

Гипотеза 2: Нужна ли вода растениям?

На основе сравнительного анализа подвести детей к выводу, что без воды растение погибнет. Провести опыт с детьми: одно растение не поливать в течение нескольких дней. Сделать выводы, что с ним будет? Как можно «вылечить» растение?

Гипотеза 3: Нужно ли растениям тепло?

Наблюдение из окна. Подвести детей к пониманию, что в холодное время года природа «спит», а весной когда на улице становиться теплее «просыпается», растения начинают расти. Сделать выводы, что растения могут расти только в тепле.

Гипотеза 4: Зачем растению корень?

Подвести детей к пониманию назначений основных органов и частей растений: корень всасывает воду и служит опорой растению. Провести опыт с детьми: посадка лука в стеклянной банке. Наблюдение за ростом корней и водой в банке.

Наблюдения за ростом растений.

  • Только из семечка вырастет растение. Опыт с детьми: посадить в почву семечко и камушек.
  • Из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий растение быстрее растет.
  • От величины семечка не зависит количество выращенных растений.
  • Выращивание рассады «Огород на подоконнике»

II Этап - Основной.

  • Создание грядок.
  • Высадка рассады, посев семян, полив.
  • Уход за посевами: полив, рыхление, прополка.

III Этап - Заключительный

  • Сбор урожая
© г. Ярославль, 2017 
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать