Моя семья

20.11.2020

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

Опрос среди детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Я и моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Проблема:

- Недостаток знаний у детей о своей семье.

- Утрата функции семьи и передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.

- Разобщенность между семьей и детским садом.

Цель проекта:

- Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи:

- Формировать у детей представление о семье.

- Формировать представление о родственных отношениях между близкими ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, дедушка, бабушка) .

- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Ожидаемые конечные результаты:

- Владеть понятием «семья».

- Иметь представление о родственных отношениях.

- Знать информацию о своей семье.

- Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.

- Повысить педагогическую культуру родителей.

- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

Этапы реализации проекта

1 этап -подготовительный:

- Опрос детей на тему «Что я знаю о своей семье?»

- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.

- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой, театрализованной деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Семья».

- Подбор материала для продуктивной деятельности.

- Обсуждение проекта с родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.

2 этап - основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми)

Познавательная деятельность:

- Рассматривание фотографий членов семьи.

- Тематические занятия «Я и моя семья», «Как я помогаю своим родным дома».

- Отгадывание загадок о семье.

Игровая деятельность:

- Дидактические игры:

«Семья» (разрезные картинки, кто чем занимается дома)

«Скажи ласково» (мама-мамочка, папа-папуля и т. д.,)

«Разложи по порядку» (фигурки человека с учетом возрастных изменений

«Составь семью из фигурок»

«Раз, два, три, четыре, пять... про кого хочу сказать»

«Радость или огорчение?» (родителям от поступков детей; с белыми или черными фишками

«Кто как трудиться в нашей семье?».

- Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».

Коммуникативная деятельность:

- Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди».

- Разъяснение и заучивание пословиц и поговорок о семье.

- Чтение стихотворений о семье «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто; «Семья», «Мой дом» М. Тахистова; «Кто играет» А. Шибаев.

- Чтение рассказа «Сестрино горе».

- Составление детьми рассказов о своей семье.

- Беседы по картинкам.

Изобразительная деятельность:

- Изготовление фоторамок для семейных фотографий (аппликация) .

Сотрудничество с семьей:

Консультации для родителей.

- Создание родителей с детьми альбома «Семейное древо».

-Совместное изготовление детьми и родителей поделок «Зеленый листок».

3-й этап -заключительный:

- Подведение итогов в реализации проекта.

- Презентация проекта.


Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Моя семья!»

Цель: Создание социальной ситуации развития детей посредством расширения представлений о семье.

Задачи:

1. Создать условия для расширения представлений у детей о семье, ее членах, о том, что в семье все любят друг друга, заботятся и помогают.

2. Создать условия для развития монологической и диалогической речи, активизировать словарный запас детей.

3. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Оборудование; мяч, кукольный домик, куклы: мама, папа, бабушка, дедушка.

Ход занятия:

Мотивация.

Приходит в гости печальная кукла Машенька. Она потерялась и не знает где ее семья, где ее дом. Просит о помощи, помочь найти ее семью.

- Ребята, мы можем помочь Машеньке? Как мы можем ей помочь?

Основная часть.

-А как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей)

- Правильно, семья - это дом. Семья - это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека.

-Детки, а вы знаете, кто живет в вашей семье? ( ответы детей)

- Посмотрите на нашу ладошку, она тоже похожа на семью. Пальчики все живут вместе.

Пальчиковая гимнастика.

(разгибаются из кулачка пальцы, движение сопровождается текстом)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

- Ребята, а кто в вашей семье самый маленький?

- Как вас ласково называют в семье?

Послушайте стихотворение:

«Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шел,

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо.»

- Ребята, о ком я прочитала вам стихотворение?

- Почему девочке было хорошо с мамой?

- Расскажите, какая у вас мама?

- А как вы помогаете маме?

- Ой, какие вы молодцы!

- А теперь послушай те еще одно стихотворение

« Не терпит мой папа безделья и скуки

У папы умелые, сильные руки.

И если кому - нибудь надо помочь

Мой папа всегда поработать не прочь.»

- Детки, а что можно сказать про такого папу?

- Какие бы ласковые слова вы сказали бы про своего папу?

Психогимнастика.

- А теперь покажите, какое бывает выражение лица у папы и у мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

- А если они хмурятся?

- А когда они сердятся?.

- А что же умеет делать ваша бабушка?

- Что вы любите делать вместе с ней?

Давай те похвалим вашу бабушку. «Моя бабушка самая ....( дети передают друг другу мяч и хвалят свою бабушку начиная со слов «Моя бабушка самая...)

А еще у всех в семье есть дедушка.

«У меня есть дедушка

Как зима седой.

У меня есть дедушка с белой бородой.

Мне на все мой дедушка может дать ответ

И не стар мой дедушка

Хоть ему сто лет!»

- Кто хочет рассказать о своем дедушке?

- Как дедушка заботится о вас?

- Вот видите, ребята, какая большая дружная семья у всех. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно

- А у тебя Маша, какая семья?

- Ребята, поможем найти Маше ее дом?

Дети в группе находят заранее спрятанный домик, в котором находятся куклы: папа, мама, дедушка, бабушка. Маша радуется, говорит детям спасибо.

Рефлексия.

- Дети, чем мы сегодня с вами занимались?

- Было трудно помогать искать Маше ее семью?

- Кто живет в семье у Маши?

- Как вы думаете, какая у Маши семья?

- Какая у Маши мама? Папа? Бабушка и дедушка?

- Вам понравилось помогать Маше?

- Молодцы

Загадки

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша... (мама)

Днем работает она,
Вечером она - жена,
Если праздник, она - дама,
Кто же это? - Моя... (мама)

Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? -
Лишь заботливая... (мама)

Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой... (мамочки)

Ты трудилась, ты устала
И совсем не отдыхала,
Буду солнышко просить
Утром в окна не светить:
- Не вставай так рано,
Не буди ты... (маму)

Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без... (папы)

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? -
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)

Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)

Кто веселый карапузик -
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка -
Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра -
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит мне... (дядя)

Бабушке - солнышко, дедушке - стих,
Много здоровья им на двоих!
Счастья желаем еще на два века,
С Днем пожилого вас... (человека)!

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? - Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед)

Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А когда состарились -
Стали... (пожилыми)

Он научит вас трудиться,
От души повеселиться,
Всем ребятам он пример!
Кто? - Мой дед... (пенсионер)

Осень праздник подарила
И поздравить не забыла
Ясным солнышком к обеду
Наших... (бабушку и деда)

Им горжусь всегда по праву,
Хоть теперь он весь седой.
Кто ж с портрета смотрит браво? -
Это дед мой... (молодой)

С моей бабушкой вдвоем
Мы и спляшем, и споем,
Праздник всем друзьям устроим -
С пирогами стол накроем!
Когда ж гостей мы встретим с ней?
В Праздник... (пожилых людей)

Она лучше всех на свете
Без неё прожить нельзя
Есть она у Маши, Паши
И конечно у меня.
(семья)

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
(семья)Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится?
(семья)

Папа, мама, старший брат,
Таня, дедушка Игнат -
Много разной тут родни.
А все вместе кто они?
(семья)

Вот ведь дело-то какое...
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы - ...
(семья)

Мы - большущая семья,
Самый младший - это я!
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем -
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей?
(8)

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша...
(мама)

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? -
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш ...
(папа)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...
(бабушка)

Пусть не хожу я в детский сад,
Я дома ем оладушки.
Пенсионерка, я и рад,
Моя родная ...
(бабушка)

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? - Родная ...
(бабушка)

Кто дом по утру прибирает?
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестрёнкой играет
И водит её на бульвар?
(бабушка)

Испечёт для нас пирог,
Сварит к завтраку творог,
И журнал свой прочитает,
Как всегда всё успевает.
Мы о ком сейчас спросили,
Добрых слов наговорили?
(о бабушке)

Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?
(бабушке)

Кто споёт нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же - ...
(бабуля)

Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споёт,
И советы нам даёт.
(бабушка)

Приезжаю к нему на лето,
Жизнь его еще не спета!
Вместе ходим на рыбалку,
Зимой катаемся на санках!
У него седая голова,
До колена борода
Он - мужчина, и он сед,
Папе - папа, мне он - ...
(дед)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый...
(дед)

Люблю я его больше конфет,
Ценю я его больше монет,
Я его предок, но не сын,
У кого-то его два, у меня один.
(дедушка)

На его лице морщины,
В волосах видны седины.
Этот домоседушка -
Наш любимый ...
(дедушка)

Самый старший он в семье,
Самый мудрый во дворе,
Голова вся в седине,
А встает он заре.
(дедушка)

Он научит вас трудиться,
От души повеселиться,
Всем ребятам он пример -
Наш родной любимый ...
(дед)

Им горжусь всегда по праву,
Хоть теперь oн весь седой.
Кто ж с портрета смотрит браво? -
Это .... же мой!
(дедушка)

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш ...
(дед)

Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он - старший...
(брат)

Я рад ему, и он мне рад,
В один мы ходим детский сад,
У нас родители - одни,
Один любимый круг родни,
Одни игрушки, самокат.
Всё потому, что он мой ...
(брат)

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая...
(сестрёнка)

Совсем недавно в магазине
Родители мои купили
Мне не машинку и не книжку,
Вовсе не плюшевого мишку,
Не мяч, не водный пистолет,
Нет, не игрушку, не конфет.
Купили классную девчонку -
Мне настоящую ...
(сестренку)

Мама с папой говорят,
Что теперь я - старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет от ужасной тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она?
(сестра)

Что тебе сказать, не знаю.
Если нет тебя - скучаю,
Улыбаюсь - рядом ты.
Ты и я - мы две ...
(сестры)

Поговорки

В родной семье и каша гуще.

В своей семье и сам большой.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья - семь я.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить - счастливым быть.

© г. Ярославль, 2017 
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать