Волшебные семена

31.05.2021

Многие родители, имеющие свои огороды,дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в маленьком семечке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь будущего растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 228"

«Волшебные семена»

(вторая младшая группа)

Группа № 5

Воспитатели:

Старинская Ольга Николаевна
Герасина Оксана Александровна

Ярославль, 2021г.

Актуальность проекта.

Многие родители, имеющие свои огороды,дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в маленьком семечке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь будущего растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.

Таким образом, решаются задачи:

познавательно-исследовательского,

социально-личностного,

эстетического развития ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями - это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

2. Цель данного проекта: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи:

1. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.

2. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию

3. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.

4. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.

5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

3. Предполагаемый результат:

Для детей:

-Расширение знаний о многообразии семян, строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.

Для родителей:

-Повышение компетентности родителей по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

4. Вид проекта: познавательно - исследовательский

Время реализации проекта: апрель - май 2021г.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников.

Этапы проекта: подготовительный, основной, заключительный

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе проекта нами были собраны иллюстрации по темепроекта; подготовлены с помощью родителей наборы семян для изучения, для посадки, ящики с грунтом; разработала непосредственно-образовательную деятельность «В мире семян», была подготовлена презентация для детей - «Такие разные»; подготовили дневник наблюдения за ростом растений для последующего его заполнения;; подобрала загадки, стихи, познавательную и художественную литературу.

Основной этап:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян тыквы, огурцов, томата, лука, а также семена цветов 6 петуния, циния, настурция, бархатцы. В течение четырех недель наблюдали за всходами семян, ростом и развитием растений.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

* наблюдения

* эксперименты

* организационная деятельность

* беседы с рассматриванием картинок

* чтение художественной литературы

* продуктивная деятельность

Мероприятия по реализации проекта

Беседы:

• «Что такое «Огород и сад на окне»,

•«Живые семена» Беседы строили в трёх направлениях:

• 1. Что мы знаем о растениях? (выращивают на огороде и в саду, очень полезные, можно добавлять в салаты, первые и вторые блюда, зелень очень вкусная и сочная) 2. Что хотим узнать? (откуда берутся растения, последовательность их развития, как правильно выращивать зеленные растения, как ухаживать за ними, что необходимо для их полноценного роста, чем отличаются растения, что у них общего).

• 3. Как узнать? (дети обращаться за помощью к воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам; находят информацию в энциклопедии, книгах, детских телепередачах; используют в исследованиях, экспериментах лупы, дневник наблюдений, пинцеты, линейки).

Экологические занятия по темам:

«Такие разные овощи»»,

«В мире семян»,

Во саду ли, в огороде - мы играли в игры вволю"

Во время образовательной деятельности: Мы изучали семенаи плоды растений, дети узнавали, сравнивали, описывали семена различных растений по мнемосхеме, одновременно с исследовательской деятельностью у детей развивалась связная, диалогическая речь, обогащался словарный запас. Работа в нашей лаборатории очень увлекла ребят, им понравилось пользоваться лупами, пинцетами, пузырьками; рассматривать семенарастений (тыквы, томата, подсолнуха, огурца, кабачок, т. к. некоторые из семян дети увидели впервые

Речь и речевое общение.

• Чтение сказок:«Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,

• Инсценировка - игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,

• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. Игровая деятельность:

Особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились на протяжении всего проекта

Дидактическая игра: «Где посажены семена?» помогла детям соотнести растения по месту их выращивания. Детям были представлены схематичные изображения цветника, огорода, сада и поля, к которым нужно было подобрать необходимые карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети уверенно справились с поставленной задачей.

В дидактической игре: «Отгадай!» ребята называли характерные признаки овощей, фруктов, место их произрастания, пользу. После рассказа дети сообща заполнили две корзины: одну- овощами, другую- фруктами.

• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

• Рассматривание различных семян.

Художественно-творческая деятельность детей.

• Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

• Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.

• Рисование «Лук от всех недуг»

• Лепка «Овощи большие и маленькие»,

«Рисуем картину семенами», где дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивали их. Данная деятельность потребовала от детей усидчивости, аккуратности, внимательности, тем не менее заинтересовала детей самим процессом и порадовала результатом. В результате проведения этих работ дети поняли, что семена могут не только прорастать и, постепенно развиваясь, превращаться в растения, но и использоваться как декоративное украшение в художественном творчестве.

Опытно-экспериментальная деятельность:

•«Строение растений»,

•«Рост и развитие растений»,

•«Земля, какая она?»,

•«Вода и росток»,

•«Солнце и росток»,

•«Проращивание семян»,

Практическая деятельность и трудовые поручения:

• Отбор и посев семян.

• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян тыквы и лука, Сначала мы с детьми замочили семена затем провели их посев. В течение трёх недель наблюдали за всходами семян, ростом и развитием растений. Растения находились на подоконнике на солнечной стороне, ребята, аккуратно, стараясь не повредить молодые всходы, производили их полив. Дети установили, что для нормального роста и развития растений необходимы: тепло, свет и влага.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

• Индивидуальные беседы

• * Рекомендации

• * Выполнение творческих заданий

-Беседа: «Огород на подоконнике в домашних условиях»,

Консультации: «Витамины в овощах ив в фруктах»,

Мамам на заметку «Что можно посадить в огороде на подоконнике?» Творческое задание «Вырастим лук дома», «Огород в теплице».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В результате бережного и заботливого отношения к растениям, у нас выросла хорошая рассада. Рассада овощей и цветов перейдет в следующий этап наблюдения: « Наш огород» Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта(дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. В дальнейшем планируем продолжить работу в огороде, высадить в грунт выращенную детьми рассаду огурцов, томата и тыквы. Все участники проекта(дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

© г. Ярославль, 2017 
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать